Еще в глубокой древности человек, наряду с открытием огня, орудий труда, изобрел дорогу. Конечно, он не сразу начал строить мосты, пробивать тоннели и укладывать покрытие. Не была древняя дорога и наикратчайшим расстоянием между точками "А" и "В". Она обычно шла по водоразделу, обходила препятствия и опасные участки. Возникнув один раз, дорога была практически бессмертной, если не гибли окончательно те пункты, которые она соединяла. Отдельным дорогам десятки тысяч лет, на многих из них лежит асфальт, и путник порой не подозревает, какую бездну времен он попирает ногами, и они работают и поныне. Можно привести такой пример: англичане, ведя многочисленные войны на востоке, не раз находили проходы в горах, пригодные даже для тяжелой техники, исследуя по археологическим материалам пути миграций племен каменного века. По древним дорогам путям миграций шли кочевые орды, везли на немыслимые расстояния свои товары расторопные торговцы, вели свои отряды высокомерные и жестокие завоеватели. Из-за крупных дорог велись целые войны: обладание дорогой давало хорошую прибыль в виде всяческих налогов и поборов. Так, большая часть "бюджета" Хазарского Каганата строилась на подобных "отчислениях". пути-дороги не имели границ и не знали национальности.
Древнюю Русь скандинавы называли Гардарикой страной городов, а значит, и страной дорог, недаром здесь перекрещивались пути из варяг в греки и шелковый, серебряный и еще бог весть какие пути, ведущие в Европу из сердца Азии. Один из таких путей, идущий через тульскую землю, описал арабский путешественник Ибн Руст.
Другая древняя дорога, связанная с нынешними тульскими землями, получила печальную известность с XIII в. Муравский шлях. Двигалась по нему грозная монгольская конница, брел, сбивая в кровь ноги, полон, скрипели арбы с награбленным. Муравский шлях! Дорога победителей! Печальная и мрачная твоя известность. Проходили через наши земли и другие пути-дороги, не такие заметные, не такие известные, но которыми пользовались и в каменном веке, и в эпоху бронзы, да и в более поздние времена.
Одной из таких дорог прошагало к своей победе осенью 1380 г. воинство московского князя Дмитрия Ивановича. Его путь из Москвы в Коломну хорошо известен: рати сначала шли по трем дорогам Серпуховской, Брашевской и Болвановской, которые соединились в одну у Москва-реки, на Боровском перевозе. Далее до Коломны войска шли вместе. Естественно, Коломенская Крепость, рассчитанная на обычный гарнизон, не смогла бы вместить в себя все ополчение, и размещение в походный порядок происходило на "Девичьем поле" обширной луговине на берегу Оки. Из Коломны княжеские дружины двинулись по левому, московскому берегу Оки. Таким образом решались две проблемы: создавалось впечатление марша навстречу Ягайло, шедшему с запада на соединение с Мамаем. Переимая вести о поганых, войска переправились на Сенькином броду (30 августа ст. стиля). Таким образом войска вступили на рязанские земли ныне территория Ясногорского района Тульской области.
Далее путь дружин практически неизвестен, и скудные материалы хроник дают лишь возможность строить гипотезы, а исторические, географические, топонимические и археологические исследования позволяют выделить ту или иную гипотезу как более правдоподобную.
Попробуем на минутку отвлечься от путей-дорог и посмотреть: что же представляло из себя Рязанское княжество в конце XIV в.? В это время Рязанщина состояла всего из двух уделов собственно Рязанского, со столицей в Переяславле Рязанском, которым управлял сам великий князь Рязанский, и Пронского, со столицей в г. Пронске, расположенном в среднем течении Прони. Пронские князья регулярно проводили независимую политику и нередко вступали во враждебные отношения с метрополией. Тогдашний князь Даниил Пронский был недавним союзником Дмитрия Ивановича, когда в 1378 г. дружина Дмитрия Ивановича, Данилы Пронского и рать окольничего Тимофея наголову разбили мощное войско ордынского воеводы Бегича. Видимо, путь через земли недавнего союзника представился князю менее опасным безопасных путей в то время быть просто не могло. Возможно, учитывая именно фактор добрых старых отношений, Дмитрий Иванович отдал указ не обижать местное население: "Ничто же возьмет у кого и не единому власу коснется". Доброжелательное отношение и давняя дружба дали свои плоды: к московскому войску в рязанских землях присоединилось несколько рязанских отрядов. Но все равно в том, пронизанном интригами, обществе надо было соблюдать осторожность и провести армию в стороне от населенных городков, из которых в надежде на хорошее вознаграждение какойнибудь враждебно настроенный к Москве боярин мог бы послать вестника в Рязань или, еще хуже, к Мамаю. Но идти напрямую князю с такой армадой было бы невыгодно. Следовательно, нужна была старая, проходящая по малозаселенному водоразделу, дорога. Наиболее приемлемым в этом смысле путем после Сенькиного брода в таком случае являлась дорога, проходящая немного западнее Каширы и Ожерелья на Шеметово западней Серебряных Прудов, существующая и поныне. Отсюда войска можно было провести по торному пути мимо некогда сожженных Батыем городков Аннинского, Мочильского, а далее вдоль речушки Истопны до Проня-городища. Здесь наиболее удобный путь мог идти параллельно р. Проне по дороге, которую позже назовут Ногайской сакмой. Стратегическая выгода такого пути очевидна: обрывистые берега Прони, ее заболоченная пойма, изрезанный ландшафт левобережья были неплохой защитой с востока, а с запада от литовского князя Ягайло.
Отличным прикрытием было почти 200 км (по прямой) расстояния с многочисленными реками и речушками, а также лесными массивами, ставшими через два столетия засеками.
Заманчиво, конечно, предположить шествие рати через Венев, по более прямой и известной дороге, но тогда бы это нашло отражение в летописях. Молчат летописи и о городе Корнике, который располагался недалеко от нынешнего пос. Грецово.
Следующим пунктом, где останавливались войска (4 сентября ст. стиля), было "место, прозываемое Березуй", расположенное "двунадесять и три поприща вверх Дону". Ряд исследователей связывали Березуй с Березовским городищем близ Венева, но тогда бы летописец применил бы термин "городок". Существовали довольно жесткие правила в наименованиях населенных пунктов, ведь они обозначали социальный статус того или иного поселения. Здесь же упорно во всех древних источниках упоминается "место". Этот термин в западных районах действительно обозначал город (вспомним местечки в Белоруссии, Польше), но здесь он скорее всего используется для обозначения большого неукрепленного поселения, т. е. села. Отсутствие именно городка с названием Березуй подтверждает и "Список городов дальних и ближних", составленный в конце XIV начале XV вв. Однако вероятное существование этого села нашло отображение в письме великого князя Рязанского Витовту Великому князю Литовскому. "Из отчин моих... Берестки и Дорожень излезе", т. к. в письме упоминаются верхнедонские земли.
Помощь в определении расположения загадочного Березуя могло бы дать расстояние от верховьев Дона, но какой пункт в то время мог считаться "верхом"?! В "Списке" в верху Дона упоминается Дубок, Корнике и Урюпинск! Но Корнике расположен на Шату, его месторасположение убедительно доказано Р. В. Кляниным. Споры же вокруг Дубка идут уже лет двадцать.
Если обратиться к летописям, то можно заметить, что нередко верховья рек отмечали от городков, находящихся поблизости от истока, примером может стать г. Корнике, упомянутый выше. Таким образом, скорее всего, под верхом Дона упоминался уже мертвый в то время городок, существовавший еще в начале XIII в. городок, на котором ныне стоит пятиглавая Успенская церковь в Епифани. Используя полученные данные, можно предположить, что загадочный Березуй располагался примерно там, где сейчас Рязанское шоссе пересекает малую речушку Тетяновку левый приток Прони.
Дело в том, что задолго до существования деревни Березовки-Лихачевки там существовал овраг Березовый, отмеченный А. Смолицкой в исследованиях по гидронимике. Скорее всего, этот овраг и дал название деревне. Другим подтверждением существовавшей некогда дороги является обнаруженное там мощное гнездо поселений, относящихся к XIII-XIV вв. Занимающее верховье речки, это поселение типично придорожное, подобное многим известным археологам.
Уклонившись в сторону от Прони, войска обходили, таким образом, стороной два небольших сторожевых рязанских городка, ныне известных под названием Красное, или Верхнее городище, и Нижнее, или Александровское городище. Свидетельством активной жизни на этих городках, кроме керамики XIV в., являются клад монет Олега Рязанского на Нижнем городище и монеты Тохтамыша на Верхнем.
Дальнейший путь мог вести по ныне существующей дороге через современные деревни Дудкино, Карачево, Машково, по водоразделу, а от д. Таболо по правому берегу р. Мокрой Таболы, прикрывшись обширными лесами. Эта дорога существовала еще в конце XII в. Тогда она контролировалась двумя городками: Устьинским и Красным. Отсюда, с устья Таболы, оставалось всего 10-12 км для выхода в район нынешнего села Монастырщино, где дружины развернулись для достойной встречи врага.
Конечно, многое из изложенного здесь гипотеза, однако многие косвенные данные подтверждают ее состоятельность.
(Вестник "Куликово поле" № 7-9, 1992 г.)
|