Митрополит
Петр. Тверь, 1-ая пол. XV в.
Святой митрополит Петр
родился на Волыни от благочестивых родителей. Двенадцати лет поступил в
монастырь.
Достигнув священства, он по
благословению своего наставника удалился из монастыря и основал обитель в
уединенном месте на берегу реки Рати. Здесь он так прославился подвигами
благочестия, что сделался известным всей Волыни. В 1308 году патриарх
Константинопольский Афанасий возвел св. Петра на Русскую митрополию. Много
трудностей испытал Первосвятитель в годы управления.
В страдавшей под татарским игом Русской Земле утверждал истинную веру, призывал
враждовавших князей к миролюбию и единству.
В 1325 году свт. Петр по просьбе Иоанна Калиты перенес митрополичью кафедру из Владимира в Москву,
что имело важное значение для всей Русской Земли. Свт.
Петр пророчески предсказал освобождение от татарского ига и будущее возвышение
Москвы как центра всей России. Скончался в 1326 году.
По преданию, святой
митрополит Петр был иконописцем, его кисти приписывается чтимая Петровская
икона Божией Матери .
Память святого 24 августа, 5
октября, 21 декабря ст. ст.
Икона митрополита Петра из деисусного чина находится в собрании Третьяковской галереи,
инв. №19773.
Размер иконы 961x58
Молитва святому Петру, митрополиту Московскому:
О великий святителю, преславный
чудотворче, Российския Церкве первопрестольниче, града
Москвы хранителю и о всех нас усердный молитвенниче, отче наш Петре! К тебе смиренно припадаем и
молимся: простри руце твои ко Господу Богу и помолися за ны, грешныя и недостойныя рабы Его:
да пробавит нам милость Свою
и низпослет нам вся благопотребная
к временному житию и вечному спасению нашему дары благости Его, наипаче же да
оградить нас миром, братолюбием и благочестием от всех искушений врага диавола, и дарует нам быти
верными чадами твоими, не по имени токмо, но и всем
житием нашим. Ей, угодниче Божий!
Услыши нас благоутробно, и
буди всем нам помощник и заступник во всяких бедах и напастех,
не забуди нас и в час кончины нашея,
егда наипаче твоего заступления
потребуем, да, при помощи молитв твоих святых, сподобимся и мы, грешнии, кончину благую получити
и царствие небесное унаследити, славяще
дивнаго во святых Своих Бога
нашего, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.
Тропарь святому Петру, митрополиту Московскому:
Тропарь, глас 4
Яже прежде безплодная, земле, ныне веселися:
се бо Христос светильника в тебе показа, яве сияюща в мире и исцелевающа недуги и болезни наша.
Сего ради ликуй и веселися со
дерзновением: святитель бо есть Вышняго,
сия соделоваяй.
Тропарь, глас 4 (Перенесение мощей)
Наста днесь всечестный
праздник пренесения честных мощей твоих, святителю Петре,
веселя изрядно твое стадо, и вернаго императора, и
люди, о нихже не оскудевай моляся
Христу Богу: от Него дарованней ти
пастве сохранитися от враг ненаветованней и спастися душам
нашим.
http://nesusvet.narod.ru/ico/icons/l_0213.htm
Митрополит
Петр - первый и самый чтимый
московский святой, избравший будущую столицу местом своего жительства и своего
погребения.
Церковь Петра Митрополита. Второй древнейший храм города (14 в), но изначально был построен в дереве. Очевидно, это был городской храм (для людей, а не для князя). Построен по случаю обретения мощей Петра Митрополита, по другой версии - на месте, где проходил упомянутый выше суд над Петром Митрополитом (правда, судили его во дворце, а между дворцом и храмом метров 100). В его подклете хранилась государева казна (имеется в виду, местного князя), позже, когда храм был уже каменным, там лежали боеприпасы. Нынешняя постройка - в кирпиче - 1585 (рисунки 30,31). На мой взгляд, это ярчайший образец той волны зодчества, которая вызвана была знакомством с татарскими памятниками разрушенной Иваном Грозным Казани (Собор Василия Блаженного, например). Возведение такого мощного сооружения в стране, охваченной тяжелейшим кризисом, должно было быть вызвано серьезным событием. Им стало убийство Иваном Грозным неподалеку отсюда, в Александровской слободе, своего сына Федора. Замаливая грех, Иван распорядился поставить эту церковь. Храм похож на шедевр Коломенского - церковь Вознесения; сходство не случайное - мастера сознательно подражали коломенскому храму.
Нам не совсем повезло: церковь закрыта лесами. С другой стороны, она так развалилась, что еще несколько лет - и закрывать лесами было бы уже нечего. К ней примыкает колокольня, судя по виду, века 18-го, еще какие-то кирпичные сараи.
Рядом с церковью Петра находился некогда Богородицко-Сретенский монастырь, упраздненный еще в 18 в. Кажется, этот монастырь совсем новый, века 17-го максимум. Те самые кирпичные сараи, остатки низких стен - это все следы монастыря. Владимирский собор на "собор" непохож - просто церковь (рисунок 32). Как и церковь Александра Невского (рисунок 33), он сооружен в 1740-х гг. Говорят, что строила их одна артель. И сейчас тут какая-то особая жизнь; монастыря давно нет, а все какие-то старушки ходят, молятся, бурьян (а бурьян густой, по пояс) и тот особенный.
http://archeologia.narod.ru
Первый Успенский собор в Кремле был
построен в 1326-27 гг. Это был первый каменный храм в Москве. Он был заложен собственными руками митрополита Петра,
при котором митрополичья резиденция была перенесена в Москву; в храме святитель
приготовил себе гробницу.
В 1470 г. после
пожара обрушился придел Петра Вериг. Сам Успенский собор уже совсем
обветшал, своды его подпирали бревнами. Митрополит Филипп начал собирать казну
для новой постройки. С 1470-х гг. великий князь Иван III начал в Кремле большое
строительство. Первенцем строительной деятельности стал новый Успенский собор.
Храм был замыслен "великим и высоким", подобным собору
Владимирскому. В 1472 г. зодчие Иван Кривцов и Мышкин начали строительство.
Когда здание было выстроено в рост человека, из старого собора торжественно
перенесли старые митрополичьи гробницы на приготовленные в новом соборе места. Для мощей Петра митрополита был устроен
особый киот на том же месте, где святитель приготовил себе гробницу, и над
ней был поставлен временный деревянный храм. В этом храме было совершено
бракосочетание Ивана III
с царевной Софьей Палеолог.
http://cupola.archi.ru/cerkvi_m/04/usK.htm