Учебно-просветительский краеведческий проект «Куликово поле»
Путь Дмитрия Донского на Куликово поле


НИКОЛО-УГРЕШСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Николо-Угрешский монастырь

    Находится в 15 верстах от Москвы, в трех от села Острова, на левом берегу Москвы-реки в урочище, издавна известном под именем Угреши, около которого протекает речка, также называемая Угрешей1.
Никольская часовня
Никольская часовня
    Монастырь основан в 1381 году великим князем Дмитрием Донским по обету, данному перед Куликовской битвой. Надпись, находящаяся на стене часовни, свидетельствует, что здесь великому князю, когда он шел с воинством против Мамая, явилась над высокой сосной икона Св. Николая Чудотворца, и благочестивый внук Калиты через год после знаменитого похода построил на этом месте деревянную церковь во имя св. Николая и учредил иноческую обитель, В 1521 году татарские ханы Махмет-Гирей и Саиб-Гирей выжгли и Угрешский монастырь, который лет через 80 после того, в эпоху самозванцев, служил на некоторое время пристанищем для них: Григорий Отрепьев в 1602 году бежал сюда из Чудова монастыря, а второй самозванец, живя здесь в 1610 году вместе с Мариной Мнишек, принимал послов гетмана Жолковского. Потом Угрешская обитель была пунктом соединения верных дружин Ляпунова и Заруцкого с другими воеводами для спасения Москвы. Здесь же некоторое время пребывал и князь Д. М. Пожарский, защищая обитель от разбойничьих набегов атамана Салькова.
Башня ограды
Башня ограды
    В XVII веке по вступлении на престол царя Михаила Федоровича монастырь был возобновлен, и этот царь очень любил обитель и часто посещал ее. Тому же примеру следовал и царь Алексей Михайлович. Посещая обитель, они давали ей и жалованные грамоты на владение вотчинами, землями, рыбными реками и разными угодьями. Таковые же грамоты давались Угрешскому монастырю еще и раньше: давали их царь Иван IV Васильевич и Борис Годунов. Судя по таким царским милостям, можно думать, что в те времена Николо-Угрешский монастырь находился в цветущем состоянии. Однако он пришел почему-то в упадок: начиная с XIX столетия вплоть до 1840 года монастырь находился в бедном положении, и в 1835 году братии в монастыре было всего 8 человек.
"Палестинская" стена
"Палестинская" стена
    Новый период существования начался для обители с 1850 года, когда появился один из преданнейших сынов церкви, особенно расположенный к Угрешской обители. Это - известный архимандрит Пимен. Он еще юношей поступил в монастырь послушником и, не переходя из него в другие монастыри, прожил в нем до конца своей жизни. При нем благодаря его собственному усердию и усердию московского купца Павла Матвеевича Александрова обитель обстроилась, украсилась и приведена в блестящее положение. При отце Пимене Угрешский монастырь переименован из штатного в общежительный, для каковой цели купец Александров купил в Москве дом, приносящий монастырю весьма значительный доход2. Теперь в монастыре семь церквей. 1) Соборная, увенчанная одной главой, 80 имя святителя Николая, где находится чудотворный образ святителя, явившийся великому князю Дмитрию Ивановичу; образ весьма богато украшен золотой ризой и каменьями3. 2) Успения Божьей Матери с приделом Марии Египетской. 3) Сб. мученицы Параскевы и апостола Матфея, трапезная. Тут хранится гроб преподобного Николы Святоши, привезенный из Киева одной боярыней. 4) Св. Иоанна Крестителя, во втором ярусе колокольни, которая имеет 6 ярусов и высотой в 37 саженей. Церковь эта возобновлена в 1840 году. 5) Божьей Матери всех Скорбящих Радости с особенной при ней колоколенкой, больничная. Она освящена в 1860 году. Тут есть икона письма А. Рублева. 6) Казанская церковь. Находится в юго-восточном углу монастыря, между первым и вторым братским корпусами; при ней богадельня на 50 человек. 7) Преображенский собор. Находится вблизи Николаевского собора, заложен в 1880 году. При монастыре скит с церковью во имя св. апостолов Петра и Павла. В этот скит (Петропавловский, построенный в 1857 г.) женщинам вход воспрещен, исключая 26 мая и 29 июня4.


    1От старинного слова "угрева" – помощь.
    2Общежитие открыто 16 октября 1853 г. Различие штатного монастыря от общежительного заключается в следующем: в первом иноки, кроме общей трапезы, во всем предоставляются самим себе, а в общежительном – все необходимое для жизни (одежда, обувь и т.п.) предлагается от монастыря.
    3Судя по стилю зодчества, храм построен в конце XV в. Он возобновлен в 1850 г.; к нему пристроен придел и трапеза. В церкви кроме чудотворной иконы Св. Николая много и других образов старинного письма.
    4Все постройки в скиту деревянные, в нем 12 келий.
Сайт создан в системе uCoz