Святой Архистратиг Божий Михаил

 

Город Архангельск носит имя Архистратига Божия Михаила. Как известно, наш город возник 1584 г. вокруг  древнего Михаило-Архангельского монастыря. Первоначально город носил имя Ново-Холмогоры. Имя Архангельский он получил после того, как в смутное время жители города отразили нападение польско-литовских интервентов. В Михаило-Архангельском монастыре находилась церковь Святого Архистратига Михаила, которого поморы почитали и молились Архангелу Михаилу, прося его защиты и покровительства. Поморы считают, что именно Архангел Михаил и помог отразить им польско-литовское войско. Покровительство святого Архистратига над нашим городом подтверждается тем, что как ни хотели переименовать Архангельск, так и не смогли - не дал Архистратиг Михаил.

В Свято-Илиинском кафедральном соборе поныне находится икона Архангела, на которой он изображен парящим над нашим городом. Важно и то, что в скором времени в Архангельске начнется строительство нового кафедрального собора во имя Архистратига Божия Михаила.

 

21 ноября Православная Церковь прославляет собор всех Небесных Сил бесплотных, который возглавляет Архистратиг Божий Михаил.

 

Архангел Михаил - один из высших ангелов, принимающий самое близкое участие в судьбах Церкви. Священное Писание нас учит, что, кроме физического, существует великий духовный мир, населенный разумными, добрыми существами, именуемыми ангелами. Слово "ангел" на греческом языке значит вестник. Священное Писание их именует так потому, что Бог нередко через них сообщает людям Свою волю. В чем же собственно состоит их жизнь в духовном мире, который они населяют, и в чем заключается их деятельность - мы почти ничего не знаем, да, в сущности, и понять не в состоянии. Они пребывают в условиях, совершенно отличных от наших материальных: там время, пространство и все жизненные условия имеют совсем иное содержание. Приставка "архи" к некоторым ангелам указывает на их более возвышенное служение сравнительно с другими ангелами.

 

Имя Михаил - на еврейском значит "Кто, как Бог". Священное Писание, повествуя о явлении ангелов различным людям, собственным именем называет только некоторых из них, по-видимому тех, которые несут особую миссию в утверждении Царства Божия на земле. Среди них - архангелы Михаил и Гавриил, упоминаемые в канонических книгах Писания, а также архангелы Рафаил, Уриил, Салафиил, Иегудиил и Варахиил, упоминаемые в неканонических книгах Писания. Архангел Гавриил обычно являлся некоторым праведникам в качестве вестника великих и радостных событий, касающихся народа Божия (Дан. 8, 16, 9, 21; Лук. 1, 19-26). В книге Товита архангел Рафаил говорит о себе: "Я - Рафаил, один из семи святых Ангелов, которые возносят молитвы святых и восходят пред славу Святаго" (Тов. 12, 15). Отсюда возникло убеждение, что на Небе существует семь архангелов, одним из которых является архангел Михаил.

 

Архангел Михаил в Писании именуется "князем", "вождем воинства Господня" и изображается, как главный борец против диавола и всякого беззакония среди людей. Отсюда его церковное именование "архистратиг", т. е. старший воин, вождь. Так, архангел Михаил явился Иисусу Навину в качестве помощника, при завоевании израильтянами Обетованной земли. Он явился пророку Даниилу в дни падения Вавилонского царства и начала созидания Мессианского царства. Даниилу было предсказано о помощи народу Божию со стороны архангела Михаила в период предстоящих преследований при Антихристе. В книге Откровения архангел Михаил выступает как главный вождь в войне против дракона-диавола и прочих взбунтовавшихся ангелов. "И произошла война на Небе: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось им места на Небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною". Апостол Иуда кратко упоминает об архангеле Михаиле, как о противнике диавола. (Нав. 5, 13; Дан. 10; 12, 1; Иуд. 9; Откр. 12, 7-9; Лк. 10, 18).

В духе Священного Писания некоторые отцы Церкви видят архангела Михаила участником других важных событий в жизни народа Божия, где, впрочем, он не называется по имени. Так, например, его отождествляют с таинственным огненным столпом, шедшим перед израильтянами во время их бегства из Египта и погубившим в море полчища фараона. Ему же приписывают поражение огромного ассирийского войска, осаждавшего Иерусалим при пророке Исаии. (Исх. 33, 9, 14, 26-28; 4 Цар. 19, 35).

 

Церковь почитает архангела Михаила как защитника веры и борца против ересей и всякого зла. На иконах его изображают с огненным мечом в руке, или копьем низвергающим диавола. В начале IV века Церковь установила праздник "Собора" (т. е. совокупности) святых ангелов во главе с архангелом Михаилом 8 ноября.

В книге "Руководство к написанию икон святых угодников" говорится о том, что святой Архангел Михаил "изображается попирающим (топчащим ногами) люцифера и, как победитель, держащим в левой руке на груди зеленую финиковую ветвь, а в правой руке копье, на верху коего белая хоругвь, с изображением красного креста, в знаменование победы Креста над диаволом". (Академик В.Д.Фартусов, Москва, Синодип., 1910, стр.226).

 

Русский Златоуст, Архиепископ Херсонский Иннокентий в назидание писал: "Он первый восстал против люцифера (сатаны), когда сей восстал против Вседержителя. Известно, чем закончилась эта война, - низвержением денницы (сатаны) с неба. С тех пор Архангел Михаил не перестает ратоборствовать за славу Творца и Господа всяческих, за дело спасения рода человеческого, за Церковь и чад ее.

 

… Посему для тех, кои украшаются именем первого из Архангелов, всего приличнее отличаться ревностью к славе Божией, верностью Царю Небесному и царям земным, всегдашнею войной против порока и нечестия, постоянным смирением и самоотвержением".

 

 

(Седмь Архангелов Божиих, М., 1996, стр. 5-6)

 

http://diocese.angelcity.ru/saint/?catalogid=53&readdocument=2

 

 

 

Икона святого Архистратига Божия Михаила

 

В центральной части Св.-Илиинского кафедрального собора, у правого клироса, находится единственный в своем роде образ Архистратига Божия Михаила с видом города Архангельска. Среди особо почитаемых горожанами икон, сей образ стоит в ряду первых.

 

В центральной части Св.-Илиинского кафедрального собора, у правого клироса, находится единственный в своем роде образ Архистратига Божия Михаила с видом города Архангельска. Среди особо почитаемых горожанами икон, сей образ стоит в ряду первых.

Писан он в середине XVIII века северным иконописцем Григорием Поповым уроженцем с. Кеврола Пинежского уезда. Икона имеет довольно крупные размеры 120Х89, на ней изображен Архангел Михаил, облаченный в латы и красную порфиру. В правой руке Архистратиг держит копье-хоругвь с навершием в виде креста, а в левой - процветшая пальмовая ветвь. Фигура Архангела изображена парящей над городом (стоит на облаке), а у основания облака - река Северная Двина с парусными судами на водах. В верхних углах иконы две картруши с изображением Собора Архангела Михаила и Чудом Архангела Михаила в Хонех.

Как и когда эта икона оказалась в Свято-Илиинском Соборе доподлинно неизвестно. Существуют, как минимум, три версии ее появления, первая из которых пользуется большей популярностью. Суть ее в том, что некогда икона хранилась в Михаило-Архангельском монастыре и была перенесена в 20-х годах ХХ столетия после его закрытия. Две другие версии более обоснованы: они сводятся к тому, что икона в числе прочих предметов была передана уполномоченным по делам религии Облисполкома в 1943 году, но имеются расхождения относительно храма, из которого эта икона была ранее изъята. В одном случае это Никольская церковь с. Ненокса, в другом - храм Вознесения Господня с одноименного острова. Отсюда следует, что особое почитание данного образа Архангела Михаила возникло во второй половине XX века после перенесения иконы в Свято-Ильинский Собор.

В год празднования 1000-летия крещения Руси образ Архангела Михаила был отреставрирован специалистами московских реставрационных мастерских на пожертвования прихожан Собора. В 1998 году была выпущена памятная открытка с изображением иконы.

По сей день икона святого покровителя Архангельской земли является главной святыней Ильинского собора и всей Архангельской епархии.

 

 

 

 

Сайт создан в системе uCoz