Учебно-просветительский краеведческий проект «Куликово поле»
Путь Дмитрия Донского на Куликово поле


ЦЕРКОВЬ ВСЕХ СВЯТЫХ НА КУЛИШКАХ


Церковь ВсЪхъ Святыхъ, что на Кулишкахъ, на Варварской площади.
Фото из книги Н.А. Найденова "Москва. Соборы, монастыри и церкви". 1882-83гг.
    Самая известная в Москве Всехсвятская церковь находится на Славянской площади близ Солянки. Одна из древнейших в нашем городе, она была основана, по преданию, великим князем Дмитрием Донским: вернувшись с победой с Куликовской битвы в 1380 году, он немедленно приказал построить храм в память о русских воинах, павших на поле сражения.
    Однако существует и другая версия историков, согласно которой храм на этом месте появился задолго до 1380 года. Иногда называют точную дату – около 1367 года, то есть тоже во время правления Донского, только гораздо раньше Куликовской битвы. А первоначальное основание здесь храма связывают с освоением и заселением этой местности близ московского посада.
    Считается, что в древности это место было неудобным и малопригодным для заселения, о чем свидетельствует само его название – "кулишки" или "кулижки", до сих пор представляющее собой загадку для историков и москвичей. Одно из толкований слова "кулишки определяет его как топкое, болотистое место, или заболоченный участок земли. Есть предание, что когда-то здесь и впрямь было болото, где водились кулики – птицы, обитающие в болотистой местности. Они-де и оставили здесь свое имя.
    Действительно, до сих пор это выгоднейшее место в самом центре Москвы, всего в пяти минутах ходьбы от Кремля не заселено по сравнению с другими центральными московскими районами – если, конечно, не считать нескольких доходных домов, выстроенных на Солянке до революции. Известно, что в древности местность "Кулишки" имела большие границы и простиралась выше – к Ивановской горке и далее. Ученые полагают, что на заре московской истории здесь был густой бор, и поэтому "кулишки" могут означать вырубленные участки земли или расчищенные поляны среди леса. Одна из местных церквей во имя Иоанна Предтечи тогда именовалась, "что под бором". В XV веке этот бор сменили роскошные Государевы Сады, оставившие о себе память в названии Старосадского переулка, прилегающего к Кулишкам.
    Есть мнение, что "кулишки" произошли от слова "кульки" или "кошели", – их в изобилии изводили здесь издавна, отчего соседняя местность, ныне известная как Яузские ворота, в старину называлась Кошелями. Эта дореволюционная версия историков получила право на существование и потому, что Солянка прежде называлась Яузской улицей, как теперь называется отрезок, продолжающий Солянку к Котельникам через реку Яузу. Солянкой же она стала называться от казенного соляного склада, располагавшегося здесь, и прилегающая к Всехсвятской церкви Славянская площадь тоже прежде называлась Соляной, а потом Варварской. Современное же свое имя она получила уже в наше недавнее время, когда напротив церкви воздвигли памятник святым Кириллу и Мефодию, учителям словенским.
    Самая неубедительная, но исторически оправданная версия о значении слова "кулишки" относит его происхождение ко временам самого Дмитрия Донского и Куликовской битвы. От названия местности, где состоялось славное сражение русского воинства – Куликова поля – и произошло имя московских Кулишков, так как великий князь дважды прошел здесь со своей ратью – отправившись из Кремля на битву и возвращаясь в Москву с победой. Тогда он и велел заложить тут деревянную церковь во имя Всех Святых в память о павших русских воинах и именовать эту местность "кулишками" в честь Куликовской битвы.
    Однако она – отнюдь не единственный московский храм, поставленный в память о Куликовской битве и в благодарность за победу. В память о ней же был возведен собор Рождества Богородицы Рождественского монастыря, который основала вдова участника Куликовской битвы, князя Андрея Серпуховского. И в самом Кремле в 1392 году в благодарность за победу на Куликовом поле появилась церковь Рождества Богородицы с приделом св. Лазаря, основанная великой княгиней Евдокией – как известно, битва состоялась в праздник Рождества Богородицы. Стоит ли говорить, что эта кремлевская чудом уцелела до нашего времени и является сейчас древнейшим сохранившимся храмом Москвы.
    Местность Кулишки достоверно известна с XIV века столетия, но осваиваться она начала задолго до Куликовской битвы. Тогда эта местность уже прилегала к московскому посаду, простиравшемуся от восточной стены Кремля и Красной площади. Отсюда и повелось мнение историков о том, что первая церковь стояла тут издревле, когда на Кулишках появились первые поселения. Для немногочисленных местных жителей она и могла быть обычным приходским храмом. А в 1380 году князь Дмитрий Донской приказал восстановить или перестроить ее в честь победы и убиенных воинов – как храм-памятник. Сильно пострадал он и во время другой битвы за Москву – в 1612 году. Рядом с ним стояли пушки народного ополчения.
    Вновь Всехсвятская церковь была отстроена в 1687 году и неоднократно обновлялась в последующие времена. Всю свою историю она продолжала оставаться обыкновенным московским приходским храмом.
Церковь Всех Святых на Кулишках. Фото: Православие.Ru
Церковь Всех Святых на Кулишках.
Фото: Православие.Ru
    Самая трагическая страница в летописи ее истории связана с московским Чумным бунтом 1771 года. Именно этой церкви в старину принадлежала знаменитая часовня чудотворной Боголюбской иконы Божией Матери, которая помещалась на Варварской башне стены Китай-города. (Ныне остатки фундамента этой башни все еще можно увидеть в подземном переходе, связывающим Славянскую площадь с Варваркой.) Чудотворная икона помещалась высоко над проездными воротами башни. Каждый год по московскому обычаю, 18 июня, в день ее праздника, икону с благоговением на три дня опускали вниз для поклонения москвичей, а затем вновь поднимали наверх до следующего года. И когда на Москву обрушилась страшная эпидемия, паника охватила несчастных москвичей. Взрыв не заставил себя долго ждать – и разразился Чумной бунт, в котором невольно оказался участником священник Всехсвятской церкви на Кулишках. Так считал один из дореволюционных историков Москвы.
    Все началось с того, что одному простолюдину приснился сон, будто чума наслана на москвичей на три месяца за недостаточное почитание Боголюбской иконы Божией Матери. Он уселся у ворот и стал собирать деньги на "всемирную свечу", рассказывая всем о своем видении. Видимо, вместе с ним об этом сне и стал рассказывать священник Всехсвятского храма еще в самом начале сентября 1771 года. Однако времени потребовалось немного, чтобы нервное возбуждение народа достигло своего предела. Люди ринулись к Варварским воротам, и по лестницам залезали вверх, чтобы приложиться к образу, а такое скопление народа и целование иконы во время эпидемии только усиливали болезнь. И тогда архиепископ Амвросий решил убрать икону в церковь и запечатал кружки для сбора пожертвования, чем вызвал неописуемый гнев и без того паникующих москвичей. Они ударили в Набат на кремлевской башне, и в тот день, 16 сентября, началось восстание. Архиепископа Амвросия убили прямо в Донском монастыре, где он пытался укрыться от разъяренной толпы. Бунтовщики кинулись и на Остоженку, к дому генерала Петра Еропкина, которого считали сообщником Амвросия, но генерал уже находился в Кремле. Он безуспешно уговаривал народ разойтись – в него летели камни и палки, а толпа пыталась ворваться в Кремль через Спасские ворота. Два дня войска под командованием Еропкина усмиряли восставших.
    За подавление бунта императрица Екатерина Великая назначила Еропкина московским генерал-губернатором, наградила его голубой Андреевской лентой, подарила ему 20000 рублей и хотела пожаловать 4 тысячи крепостных, но он отказался: "Нас с женой только двое, детей у нас нет, состояние имеем, к чему же нам набирать себе лишнее?" Тогда государыня сама посетила его дом на Остоженке. И после того повелела вырвать язык у Набатного колокола, висевшего в одноименной кремлевской башне, звон которого в старину поднимал москвичей "всполох" – за то, что именно его удары явились сигналом для начала Чумного бунта.
Икона Пресвятой Богородицы, именуемая "Экономисса или Игумения горы Афонской"
Икона Пресвятой Богородицы, именуемая "Экономисса или Игумения горы Афонской"
    Всехсвятская церковь продолжала действовать до революции. Недавно подсчитали, что за всю многовековую историю своего существования она ушла в землю на 3,5 метра и слегка наклонилась ее колокольня, став очередной "пизанской башней" Москвы. В советское время эта церковь была закрыта, но не разрушена, только ее здание передали под различные учреждения. И в 1990-е годы Всехсвятскую церковь вернули верующим. Прекрасно восстановленная, она вновь действует и являет собой пример лучшей московской реставрации. В ней находится редкая икона Богоматери Экономиссы (Домостроительницы).
    По преданию, однажды на Афоне в Лавре св. Афанасия случился страшный голод, такой, что монахи стали уходить из монастыря. Пришло время, и сам Афанасий решил покинуть обитель, но по дороге встретил Женщину, которая спросила его, куда он идет. Монах удивился такой встрече, и сам спросил Женщину, как она прошла сюда, на Афонскую гору. Лица ее он не видел, так как голова Женщины была укрыта покрывалом. Выслушав рассказ святого Афанасия, таинственная Женщина укорила его в маловерии и в том, что он бросает свою обитель ради куска хлеба. "Где же твоя вера? Воротись, Я помогу тебе", – молвила Она. Тогда инок спросил Женщину, кто она. "Я Та, имени Которой ты посвящаешь свою обитель. Я – Матерь Господа Твоего", – ответила Женщина, – И с сего времени навсегда остаюсь Домостроительницей твоей Лавры". В доказательство Своих слов Она повелела иноку ударить жезлом в камень у дороги – оттуда чудесно источилась вода, а когда потрясенный инок вернулся в обитель, он нашел все закрома наполненными хлебом. И с тех пор в афонской Лавре нет эконома, а есть только помощник его – Экономиссой почитается Сама Царица Небесная. А списку чудотворной иконы Богородицы Экономиссы можно поклониться во Всехсвятском храме на Кулишках.

Сайт создан в системе uCoz